Новый взгляд на управление изменениями

 Управление изменениями - одна из самых важных, но не до конца понимаемых дисциплин в современном менеджменте. На фоне крайне высокого сопротивления и низкой успешности (по статистике, минимум 70% проектов изменений заканчиваются неудачей), по существу, до сих пор открытым остаётся вопрос: что же на самом деле означает изменение.


С точки зрения конкретного приложения к современным организациям, происхождение Управления изменениями обычно связывают с работой Арнольда ван Геннепа, французского этнографа, который в 1909 году опубликовал книгу «Обряды перехода».

Арнольд ван Геннеп был первым учёным, который заметил регулярность и значение нескольких ритуалов, связанных с переходными этапами человеческой жизни: рождением, половым созреванием, браком и смертью. Во всех культурах они отмечены церемониями, которые могут различаться, но – всегда универсальны по функциям.
Более того, по мнению А. ван Геннепа в жизни каждого человека, в зависимости от конкретной ситуации, постоянно присутствует «вращение», т.е. изменение сакрального на профанное (обыденное) и наоборот ((pivotement, буквально - «полный оборот вокруг оси»).

И это - один из наиболее часто повторяющихся видов перехода, так как каждый человек в течение жизни оказывается обращенным то к сакральной стороне бытия, то к профанной.

Сегодня современная наука доказала, что ритуалы на самом деле выполняют важнейшую роль, поскольку в хаосе окружающего мира помогают человеческому мозгу справиться с сомнениями и тревогой, внушая уверенность, что всё делается верно. Именно поэтому обряды и привычки, пусть в изменяющейся форме, - продолжают оставаться важнейшей частью существований обществ.
И это не просто теория.

Есть в моём архиве статья, подготовленная ещё «в прошлой профессиональной жизни»: для сборника к одной из психотерапевтических конференций.
В статье описан реальный случай из моей практики, происшедший в Подмосковье, в 1999 году. В продолжение начатой темы, хочу рассказать эту историю вам. Стиль текста оставляю.
***
«Оля, 15 лет, старшеклассница. На прием привела подруга: «Может, хоть вы ей чем-то поможете…». Сама девушка ведет себя сдержанно, говорит мало. Внешне выглядит «застывшей». С иронией рассказывает, что обращалась к невропатологу, который сказал ей буквально следующее: «Уж лучше бы у тебя из ноги нож торчал, я бы его вынул и помог тебе. А так я не понимаю, в чем дело. Знаю только, что лечить это нужно долго». Тем не менее доктор снабдил девушку кучей таблеток, которые она теперь исправно (но безрезультатно) принимает.
В ходе интервью выясняется, что в последнее время Оля пережила много тяжелых событий: рассталась с любимым человеком, затем через некоторое время стало известно, что беременна. О прерывании беременности не думала, но внезапно случился выкидыш. Ни о беременности, ни о выкидыше родителям не сказала, но потерю ребенка перенесла тяжело: «Я теперь не могу смотреть, когда детей в колясках везут. Думаю: вот, и у меня мог бы ребенок быть». В добавление ко всему внезапно стали портиться отношения с друзьями. Наконец, после очередной ссоры, наутро встала больная. «Болит всё, но не знаю, что конкретно. Ноги болят. Зрение упало. Плохо…»

К моему удивлению, на слова «Помочь тебе смогу, только работая с твоим телом», согласилась спокойно и уверенно, игнорируя отсутствие обычных (и необходимых, на мой взгляд) объяснений. Был проведён сеанс танатотерапии.

После его окончания, не спрашивая и не ожидая комментариев, Оля тепло поблагодарила и ушла, оставив меня в некотором недоумении: создавалась полная иллюзия, что она и без моих пояснений прекрасно понимает, о чём речь.
Успокаивало одно: на субъективном уровне я видела: девушке пока стало легче. Объективно же пыталась объяснить происходящее тем, что клиентка получила необходимые ей в данный момент поддержку и принятие. Что-то вроде скорой психотерапевтической помощи.

Спустя три дня Оля пришла на очередной приём. Выглядела очень живой, счастливой и чем-то довольной. Рассказала следующее.
На следующий день после приёма пошла на дискотеку. Там, по совершенно незначительному поводу с ней затеяли выяснение отношений несколько девушек. Кончилось тем, что Олю начали избивать коллективно (7 человек), а подругу её в это время держали за руки, не давая вступиться.

Избиение было настолько жестоким и серьезным, что после, при обследовании в травматологии, врачи с полной уверенностью ожидали обнаружить глубокие повреждения черепа и позвоночника, но, ничего не найдя, удивились: «Другой на твоём месте и не встал бы».

Между тем Оля не только встала, но и, несмотря на угрозы, отправилась в милицию и ставила там заявление.
«На следующий день началось что-то невероятное! Мне звонили посторонние люди, говорили, какая я молодец (эти девчонки многим проходу не давали), на улице подошла какая-то девушка и предложила поддержку юриста, друзья в один голос заявляли о готовности немедленно отомстить за меня. Позвонил мой парень и говорит: «Ну, ты у нас герой!». Родители так меня поддерживают. И те, кто бил, тоже много раз звонили. Умоляли простить и забрать заявление, их ведь уже на допрос вызывали. Вообще, я сама себя по-другому, как-то странно чувствую. Как будто весь мир изменился. И я уже на всё по-другому смотрю. И вообще всё так здорово!».

Интересно было наблюдать, как с сияющим видом Оля демонстрирует жуткого вида синяки и шрамы на теле.
«…Вообще, всё так странно было! Сначала мы дрались вдвоём, и я защищалась. Причём оказалось, что удар в лицо – это не так уж больно, как я раньше думала. А потом, когда они все меня окружили... Я почему-то почувствовала, что ничего не надо делать. Помнила только, как лицо защищают. Закрыла лицо руками и просто лежала, пока они меня пинали. Они потом, похоже, сами испугались тому, до чего дошло, и стали друг друга останавливать (это мне подруга рассказала)».
Я не располагаю объективным доказательством того, что моя ассоциация, возникшая по поводу этого случая, имеет под собой реальную основу, но изложить её как предположение, гипотезу, считаю важным.

Вначале хочу напомнить о широко распространённом в древних культурах (а кое-где дошедшем и до наших дней) обряде инициации, посвящённом символическому переходу юношей в возраст мужественности (похожие обряды существовали и для девушек). Как правило, эти обряды носили очень жесткий, зачастую – жестокий характер. Часто это было связано с пытками, истязаниями, сильным испугом, различного вида истязаниями. Тем не менее, ни у кого не возникало сомнения в их необходимости и значимости, поскольку подобный обряд помогал юному существу совершить труднейший шаг от прежнего образа неумелого и зависимого ребенка к новому состоянию и осознанию себя (обретению идентичности).

Применительно к изложенному случаю: возникает впечатление, что всё, происшедшее с Олей, представляет собой спонтанно осуществлённый акт инициации.
Интересно, что в момент испытания (драки), все близкие девушке люди находились в непосредственной близости от места события, но по тем или иным причинам не догадывались о происходящем, либо не могли повлиять на его ход: родители прогуливались неподалёку; близкая подруга проходила мимо с друзьями и настойчиво звала их пойти в то место, но её не пустили; любимый человек Оли проходил рядом, видел, что в темноте кто-то дерется, даже бросил пару реплик, но Олю не узнал».

***

Вернёмся к теме изменений.

В Элевсинских мистериях Древней Греции кульминационным считался момент, когда в полной тишине присутствующим демонстрировался срезанный колос, олицетворявший собой единство противоположностей, заключённых одна в другой. Мёртвый колос с живыми зернами являл собой Возрождение, скрытое до поры в облике Смерти.

Так жрецы, посредники в общении людей с миром богов и духов, в форме символов передавали участникам обряда инициации скрытые знания. Это посвящение в новое понимание знаменовало переход инициируемых на новую ступень развития.

С наступающим Новым годом и удачных вам переходов!




Комментарии