На рынке отечественной деловой литературы появилась книга Татьяны Кожевниковой «Мотивация как она есть».
В бизнесе тема мотивации, особенно мотивации топ- менеджмента, будет важна всегда. С этой точки зрения - в книге есть интересные моменты. Например, узнаваемый пример о неясном восприятии понятия «мотивация» в большинстве российских компаний.
Но есть в книге мысль, которую я считаю спорной и даже вредной. Речь идёт о сути различий в мотивах собственников и наёмных работников.
Вот что пишет автор:
«Бессмысленно использовать механизмы, которые мотивируют собственников бизнеса, для наемных работников. Это разные «породы животных», и их мотивы абсолютно противоположны. Если продолжить аналогию с животным миром, то собственники – это хищники, которые в одиночку бегают по лесу или саванне, не признают никаких авторитетов над собой и ищут, кого бы съесть. Наёмные же работники – это табун лошадей или упряжка беговых собак. Им нужен лидер (или пастух, или погонщик), который направит их в нужную сторону и обеспечит благоприятную обстановку для жизни и возможность найти корм».
Это - взгляд со стороны "классического" HRа.
Вред такого взгляда в абсолютно искажённом представлении о современном содержании ролей предпринимателя и людей, которые идут за ним.
Роль - понятие не менее важное, чем мотивация, поскольку определяет не только характер мотивации, но и всё поведение человека. Роли, которые мы, осознанно или нет, принимаем на себя – управляют нами на самом глубоком уровне, влияя на мыслительные процессы и внутреннее состояние.
Вред такого взгляда в абсолютно искажённом представлении о современном содержании ролей предпринимателя и людей, которые идут за ним.
Роль - понятие не менее важное, чем мотивация, поскольку определяет не только характер мотивации, но и всё поведение человека. Роли, которые мы, осознанно или нет, принимаем на себя – управляют нами на самом глубоком уровне, влияя на мыслительные процессы и внутреннее состояние.
Для сравнения - вот ещё одна точка зрения на вопрос поведения людей и их ролей . Известный предприниматель,владелец успешной компании «Глория Джинс», Владимир Мельников, однажды сказал:
«Есть три вида
работников: рабы, наемники и свои ребята. У рабов нет творческого
и профессионального потенциала, они хорошие исполнители
и добросовестные работники.
Наемники – это в большей
степени экспаты. Россия — молодая страна, у нас мало предпринимателей
и менеджеров, поэтому нанимаем из других стран. Эти люди —
сильные профессионалы, управленцы и наставники, которые видят цель
и тащат компанию к ней. Их работа очень дорогая. Больше чем
на год не задерживаются в компании. По отношению
к компании они безразличны, но есть исключения.
Свои ребята — это культура нашей компании, самые сильные и лучшие».
Свои ребята — это культура нашей компании, самые сильные и лучшие».
В качестве "исключения" среди "наёмников" Мельников называет Оливера Хьюза (Тинькофф Банк). И пример Хьюза, на мой взгляд, лучше всего объясняет суть мировоззренческих изменений, которых требует от собственников и руководителей компаний новое время.
В скобках замечу, что Банк Тинькоф, как бизнес, и Хьюз, в качестве наёмного руководителя, - очень
благодатные объекты для изучения. На их примере можно научиться очень многому - не только лидерству и мотивации.
Особенно, если наблюдать их историю в динамике.
Вот несколько
фактов:
- 12 лет назад компания Тинькоф стартовала с абсолютно нулевой клиентской базой. Следуя идее построить «машину по привлечению клиентов», в 2016 г. банк имел 5 млн клиентов, а к сегодняшнему дню их насчитывается уже 7 млн (заявленная конечная цель – 20 млн).
- По словам Оливера Хьюза, сегодня 2,5 тыс. представителей компании каждый день проводят 24 тыс офлайн встречи на предмет заключения договора с новым клиентом.
- Начав как аналитическая компания прямых продаж, сегодня Тинькофф воспринимает себя как технологическую компанию внутренних (in-house) IT-решений.
2011 год - в передаче "Бизнес-секреты"
2017 год - выступление перед молодыми предпринимателями, рассказ о команде "предпринимательских менеджеров" и о построении правильной корпоративной культуры; и - про очень важное - качественное операционное управление.
2017 год - выступление перед молодыми предпринимателями, рассказ о команде "предпринимательских менеджеров" и о построении правильной корпоративной культуры; и - про очень важное - качественное операционное управление.
2018 год – выступление в пленарной дискуссии «Данные – новая нефть?» Finopolis - о новых стратегиях работы с клиентами в цифровую эпоху
В этих видео - много интересных мыслей и идей, но самая большая ценность – это ролевая модель, которую демонстрирует Хьюз:
«Я менеджер, вот кто я. Я создаю среду. Я
должен быть организатором, структуризатором, коммуникатором. Олег —
творческий человек, интуитивный, импульсивный. У нас разные роли. Мы понимаем,
как строить нашу коммуникацию. Почти десять лет опыта показывают, что на стыке
между импульсивностью, креативностью и аналитическим, скучным менеджерским
подходом создается напряженность. И здесь, как между тектоническими плитами,
появляются искры и интересные идеи. Так что вопрос не в том, за кем последнее
слово, а что будет правильно для бизнеса».
У Хьюза очень сбалансированное, целостное, мышление. И нестандартный, непривычный для общепринятого восприятия менталитет. Разумеется, прежде всего он - великолепный коммуникатор и продавец. Но вместе с тем, его история - яркий пример всё более растущей потребности лучших наёмных менеджеров полнее проявлять свои деловые качества и предпринимательские способности. И это - важная информация для тех, кто строит и развивает собственный бизнес.
Главная мысль, которую я хочу до вас донести, заключается вот в чём: вполне возможно, что Хьюз - это образец того, так, говоря словами Ольги Скоробогатовой, выглядит «новый класс людей, которые нам нужны".
"Нам" - это кому?". В моём понимании - предпринимателям, обществу, новой экономике в целом.
"Нам" - это кому?". В моём понимании - предпринимателям, обществу, новой экономике в целом.
________________________________________
Цитаты Хьюза:
- Мы применяем подход test-and-learn. Большая часть тестов будет неудачной. Но мы не
мыслим в терминах неудач или ошибок. Если надо рискнуть, мы всегда
попробуем, не взлетело — закрываем проект и в следующий раз попробуем
что-то другое.
- У нас есть одна цель, и все сотрудники знают,
куда и зачем мы идем.
- Толстую кожу надо иметь, общаясь с любым основателем, потому что он говорит то, что думает.
- У нашей команды всегда очень высокий КПД. Это
связано с предпринимательским подходом к делу. У нас есть
свобода и нет бюрократии, никто не говорит: «Это не моя ответственность».
- При этом в компании достаточно высокий уровень дисциплины. Если человек не обладает самодисциплиной и самомотивацией, то как он может стать успешным? Это невозможно. У наших сотрудников высокий уровень самомотивации, мы не берем других.
- Информация должна протекать через всю организацию.
- Если на рынке нет инструментов для реализации твоих идей, нужно их создать.
- Нужно просто идти и делать.
Комментарии
Отправить комментарий