Про выбор и ответственность

Полезная мысль из интервью с предпринимателем Олегом Лега:
«Если я понимаю, что это мой выбор, то я наполняю его ответственностью. Если у меня нет выбора, то и нет ответственности».
По этому поводу вспомнился случай из практики. Меня попросили поработать с начинающим руководителем бизнес-единицы. Способный, харизматичный и предприимчивый молодой человек. Но, по мнению вышестоящего руководства, «слишком ленивый».
Такие запросы случаются нередко.
А в этот раз сработало как раз то, о чём говорит Олег: выбор, приводящий к ответственности.
Я попросила пояснить, как «лень» проявляется в поведении. Ответ: «Неорганизованность, импульсивность, плохо просчитанные действия, мало внимания к важным деталям. Избегает сложных решений, перекладывает их на исполнителей или «двигает» выше».
На первой встрече с «ленивым» руководителем - назовём его Вадим - договариваемся, что будем рассматривать наше взаимодействие как проект: с измеримыми задачами, сроками и однозначным распределением ролей.
Двинулись. На первых порах всё шло хорошо. Спустя пару недель проблема проявилась в полном формате. Пожалуй, можно было бы называть это инфантилизмом, но лучше – профессиональной и личной незрелостью .
Зная, что любое поведение опирается на образ мышления, я предложила Вадиму немного «расширить границы восприятия», освоить новую ментальную модель: «Вадим, не знаю, как поступить. Нужен ваш совет».
Рассказала об уровнях зрелости рабочих групп (модель Херси/Бланшар), показала схему.
"Смотрите: как руководитель проекта, я начала взаимодействовать с вами на этом уровне (стиль руководства - «Наставничество»). Но сейчас, с учётом таких и таких фактов, допускаю, что ошиблась. Возможно, в нашей ситуации с моей стороны нужен другой стиль, «Директивный». Как думаете?»
Поясню в двух словах: модель о которой идёт речь, подразумевает, что в конкретной рабочей ситуации человек/группа находится на определённом уровне зрелости (мотивы + опыт). Чтобы взаимодействие было продуктивным, руководителю важно выбрать соответствующий подход (стиль).
Было это манипуляцией? Нет.
Немного напомнило позиционную игру в шахматах. С одной стороны, Вадиму дали возможность свободного выбора. С другой - выбор заключался в принятии конкретного решения о собственном статусе (уровне зрелости), а вместе с этим – и уровне ответственности.
По сути, этот выбор он совершал каждый день. И действовал в соответствии с ним. Но наш разговор сделал ситуацию прозрачной, а выбор – более осознанным. И – более разумным.
Кстати, то же самое происходит и в семье. Когда родители устанавливают жесткие запреты, они таким образом добровольно нагружают себя ответственностью за их соблюдение. Но даже дети могут поступать очень взвешенно, если осведомить их о последствиях разных вариантов решений.
Не могу сказать, что с тех пор всё пошло совсем по-другому.
В нашем с Вадимом взаимодействии проблем больше не возникало.Но долгосрочные изменения в поведении зависят не только от конкретного человека. Роль окружения, культуры, среды – огромна.
Расскажу об этом в следующий раз.

Комментарии