Мышление оценочное и познающее


Любое обучение – это изменение. Именно поэтому процесс обучения взрослых людей никогда не бывает гладким.
Первая и, пожалуй, главная сложность заключается в том, что, когда я, взрослый человек, осваиваю новое, то для изменения поведения мне нужно «отключить» некоторые из уже существующих в процессе моего мышления операций. Мозг, как рачительный хозяин такому «вмешательству», как правило, сопротивляется: не хочет ломать «то, что работает».
Также мой мозг, как и мозг любого другого человека, не любит терять приобретенное.
Поэтому старается наш энтузиазм «пригасить» ленью, потерей мотивации, а то и вовсе негативными эмоциями. Например, тревогой.
Все привычные действия, перешедшие в свое время на уровень неосознанной компетенции, все мои привычки, включая привычки мыслительные, мозг будет защищать с настойчивостью и упорством.
В курсе «Покерное мышление в бизнесе» одна из задач участников – научиться понимать причины своих автоматических реакций в ситуациях неопределенности. Это – очень сложная задача. Прежде всего потому, что для того, чтобы явление изучить, его нужно увидеть.
Например: я учусь отслеживать свои эмоции и мысли.
И пробую использовать этот навык при встрече с друзьями.  Поначалу получается неплохо.  Я чувствую радость и интерес, потому что мы давно не виделись и  мне хочется узнать, что у друзей нового. Против этого желания мой мозг ничего не имеет.
Но вдруг я ловлю себя на мысли, что, кажется, испытываю гнев. Я замечаю это, когда мы уже почти час обсуждаем сложную семейную ситуацию одной из подруг. При этом разговор похож на плохо организованное совещание: цель обсуждения до конца никому не ясна,  и конкретное решение тоже, кажется, никому не нужно.
Но самое интересное, что, когда я мысленно отмечаю, что чувствую, мой мозг тут же выдаёт негативную оценку. Сердиться в такой ситуации на близких людей– плохо. Нужно это чувство как-то устранить.
Это – привычная реакция оценки. Большинство из нас на неё «запрограммировано».  Всё, что происходит вовне и внутри нас – мозг автоматически оценивает и «диктует» соответствующее поведение
В результате я могу либо расстроиться от негативной оценки себя, либо потерять немалое количество энергии, пытаясь подавить "плохую" эмоцию.
Оценивая происходящее практически в "фоновом режиме", большую часть времени мы действуем как автоматические механизмы, неспособные двинуться дальше установленных границ.
Это – пример так называемого «оценочного мышления».
Противополножность ему  - мышление познавательное. Вот как описывает его Майкл Маркуардт, автор книги «Правильные вопросы: эффективный метод управления»:
«Способ мышления определяет наш взгляд на мир. От этого же зависит, какие ограничения мы на себя накладываем и какие возможности видим. Типы мышления определяют специфику наших действий и взаимодействий, а также влияют, как явно, так и скрыто, на результаты в любой сфере. От склада нашего мышления зависит то, как мы видим, понимаем и оцениваем себя и других».
За оценкой всегда следует защитная реакция: беги или бей. Это – война.
За стремлением познать – следует любознательность и принятие.
По сути – речь идёт не просто о разных образах мышления. Это - два разных способа взаимодействия с реальностью.


Комментарии