Любое обучение – это изменение. Именно поэтому процесс обучения
взрослых людей никогда не бывает гладким.
Первая и, пожалуй, главная сложность заключается в том, что,
когда я, взрослый человек, осваиваю новое, то для изменения поведения мне нужно
«отключить» некоторые из уже существующих в процессе моего мышления операций.
Мозг, как рачительный хозяин такому «вмешательству», как правило,
сопротивляется: не хочет ломать «то, что работает».
Также мой мозг, как и мозг любого другого человека, не любит
терять приобретенное.
Поэтому старается наш энтузиазм «пригасить» ленью, потерей
мотивации, а то и вовсе негативными эмоциями. Например, тревогой.
Все привычные действия, перешедшие в свое время на уровень
неосознанной компетенции, все мои привычки, включая привычки мыслительные, мозг
будет защищать с настойчивостью и упорством.
В курсе «Покерное мышление в бизнесе» одна из задач участников
– научиться понимать причины своих автоматических реакций в ситуациях
неопределенности. Это – очень сложная задача. Прежде всего потому, что для
того, чтобы явление изучить, его нужно увидеть.
Например: я учусь отслеживать свои эмоции и мысли.
И пробую использовать этот навык при встрече с друзьями. Поначалу получается неплохо. Я чувствую радость и интерес, потому что мы
давно не виделись и мне хочется узнать,
что у друзей нового. Против этого желания мой мозг ничего не имеет.
Но вдруг я ловлю себя на мысли, что, кажется, испытываю гнев.
Я замечаю это, когда мы уже почти час обсуждаем сложную семейную ситуацию одной
из подруг. При этом разговор похож на плохо организованное совещание: цель
обсуждения до конца никому не ясна, и конкретное
решение тоже, кажется, никому не нужно.
Но самое интересное, что, когда я мысленно отмечаю, что чувствую, мой мозг тут же выдаёт негативную оценку. Сердиться в такой ситуации на близких людей– плохо. Нужно это чувство как-то устранить.
Это – привычная реакция оценки. Большинство из нас на неё «запрограммировано». Всё, что происходит вовне и внутри нас – мозг автоматически оценивает и «диктует» соответствующее поведение
В результате я могу либо расстроиться от негативной оценки себя, либо потерять немалое количество энергии, пытаясь подавить "плохую" эмоцию.
Это – привычная реакция оценки. Большинство из нас на неё «запрограммировано». Всё, что происходит вовне и внутри нас – мозг автоматически оценивает и «диктует» соответствующее поведение
В результате я могу либо расстроиться от негативной оценки себя, либо потерять немалое количество энергии, пытаясь подавить "плохую" эмоцию.
Оценивая происходящее практически в "фоновом режиме", большую часть времени мы действуем как автоматические
механизмы, неспособные двинуться дальше установленных границ.
Это – пример так называемого «оценочного мышления».
Противополножность ему
- мышление познавательное. Вот как описывает его Майкл
Маркуардт, автор книги «Правильные вопросы: эффективный метод управления»:
«Способ мышления определяет наш взгляд на
мир. От этого же зависит, какие ограничения мы на себя накладываем и какие
возможности видим. Типы мышления определяют специфику наших действий и
взаимодействий, а также влияют, как явно, так и скрыто, на результаты в любой
сфере. От склада нашего мышления зависит то, как мы видим, понимаем и оцениваем
себя и других».
За оценкой всегда следует защитная реакция: беги или бей. Это
– война.
За стремлением познать – следует любознательность и
принятие.
По сути – речь идёт не просто о разных образах мышления. Это
- два разных способа взаимодействия с реальностью.
Комментарии
Отправить комментарий