Двигатели прогресса

Познакомилась сегодня в цветочном баре с отличным продавцом.
- Что ищете? – голос уверенный, сильный.
- Подкормку для антуриума. Кажется, цветок мой так называется…
- Да. Антуриум. Вот смотрите: такой? А что с вашим цветком не так? Вас именно подкормка интересует или удобрение?


Купила в итоге оба средства. По большей части – из уважения к стараниям продавца.
У кассы упаковал покупку. Разговорились. Рассказал, что учится в шестом классе. Магазин принадлежит родителям. Учится мальчишка продавать.

Пока разговаривали, настоящий продавец – женщина средних лет - сидела за прилавком и улыбалась. Не было похоже, что ей весело.
Не знаю, в чём заключалась настоящая причина, а с точки зрения компетенций – мальчишка реально был её конкурент. Который, кстати, отобрал у неё работу.

Пока что – только работу, не зарплату.
Но где гарантия, что через пять-шесть лет какой-нибудь его сверстник не сделает и то, и другое?

Вспоминаю тренинги продаж в начале 2000-х. Дня два обычно уходило на то, чтобы убедить людей, что продажи – это не стыдно.
Один руководитель мне как-то сказал: «Да всё нормально. Просто должно смениться поколение. Всё идёт от родителей. Водопроводчик сейлза не воспитает. А сейлз – сможет».

Конечно, не только о водопроводчиках шла речь. О мировоззрении. О нашем коллективном представлении действительности.

Очень люблю, когда удается в маленьком магазинчике за прилавком встретить собственника. То, что перед тобой собственник, видно сразу. По тому, как человек продаёт. Старательно, с вниманием, и при этом – с достоинством и даже гордостью.
Всё правильно. Так и должно быть. Это – его дело.

Если подумать, то продажа - универсальная форма того, что любой самостоятельный взрослый должен уметь.
Уметь хорошо продавать – значит быть способным понять других и принять их точку зрения. Суметь к другому человеку подстроиться. Выстроить отношения. Быть полезным. При этом – не забыть про свои цели и про себя.

Добавьте к этому постоянную необходимость соревноваться с другими и для этого - становиться лучше.

И получится в результате, что честная торговля и разумная конкуренция – самые надёжные двигатели может, не "личного роста", но точно - "взросления" и прогресса.

Комментарии