Про Кризис, Гоблина и Кирпичи



Неважно, на что вы смотрите, важно, что вы видите.
(Генри Торо, писатель,  мыслитель, общественный деятель)

Селективное восприятие — склонность людей уделять внимание тем элементам окружения, которые согласуются с их ожиданиями, и игнорировать остальное.

Очень точно и главное – не скучно – эту «привычку ума» описал в одной из своих книг великолепный Терри Пратчетт:

…Другие едоки особо ничего не замечали.  Даже когда Смерть разлегся на стуле и зажёг весьма изысканную трубку. Если у тебя из глазниц извивается дым, игнорировать тебя – та ещё задачка. Но все справились.
- Это магия? – спросил Мор.
- А ты как думаешь? – ответил Смерть. – Я взаправду здесь, юноша?
- Да, - поразмыслив, сказал Мор. – Я наблюдал за людьми, - они смотрят на вас, но, по-моему, не видят. Вы им что-то делаете с мозгами.
Смерть качнул черепом:
- Они всё делают сами, - сказал он. – Никакой магии… Люди не могут меня видеть. Попросту – не могут себе позволить… Пока, разумеется, время не придёт. Меня видят волшебники и кошки. Но обыкновенный человек – нет. Никогда. Странно, но правда. («Мор, ученик смерти")

В реальной же жизни выходит совсем не смешно. К примеру, есть история – документально зафиксированный случай – когда в одной европейской стране самолёт малой авиации совершил вынужденную посадку на пустынное загородное шоссе. Пилот, довольный благополучным исходом, спокойно рулил по проезжей части, как вдруг из-за поворота выехала машина, прямым ходом двинулась прямо на самолет и уверенно въехала в него. Впоследствии водитель утверждал, что самолёта не видел. Поскольку – никак увидеть в этом месте не ожидал. Кстати, суд его оправдал. По указанной выше причине.

 Ученые эффект селективного восприятия продемонстрировали в таком эксперименте:   группе людей показали фильм об особо жёстком матче по американскому футболу между Принстонским университетом и Дартмутским колледжем. Зрители из Принстона заметили почти в два раза больше нарушений, совершённых дартмутской командой, чем зрители из Дартмута. Один зритель из Дартмута вообще не заметил ни одного нарушения со стороны «своей» команды.

А теперь – о том, как знание этой особенности нашего ума может пригодиться в сегодняшних непростых условиях.

На фоне грозных новостей по поводу пандемии и кризиса почти как луч солнца из-за туч «сверкнул» на информационном небосклоне совершенно неожиданный рекламный ролик Дмитрия Пучкова (Гоблина) про российского производителя инновационных кирпичей (!). 


И, если вы его ещё не видели, рекомендую, как яркий пример того, как работает восприятие. Причём – не только восприятие предпринимателей (к коим, разумеется, следует отнести и самого Пучкова), но и восприятие клиентов.

А ещё - это история про то, как мы выбираем "критерий селекции": можно «искать» причину умереть, или – возможность жить и работать дальше.


В общем, отличный получился кейс, героям которого хочется от души пожелать успехов, а всем нам – обновления убеждений и широты видения.




Комментарии